Grammar. 22.10.2024

Cleft sentences, или расщепленные предложения в английском языке: значение, структура, примеры

Автор: Мария Панкратова

В английском языке существует несколько способов акцентировать внимание и выделить определенную часть высказывания, в частности cleft sentences – расщепленные предложения.

Cleft sentences – это сложноподчиненные предложения, которые состоят из двух частей. Внимание в них фокусируется на определенной составляющей, которая, как правило, содержит новую для читателя информацию. Такие расщепленные предложения несут единый смысл, который может быть выражен простым предложением.

В этой статье рассмотрим структуру основных типов cleft sentences, их различия и моменты, которые вызывают больше всего трудностей при их изучении.

Содержание

1. Что такое cleft sentences в английском языке
2. Типы cleft sentences
    2.1. It-cleft sentences
    2.2. Wh-cleft sentences
    2.3. Cleft sentences с определенными выражениями
3. Типичные ошибки при построении cleft sentences
4. Упражнение на закрепление
5. FAQ

Курсы английского онлайн (баннер)

Что такое cleft sentences в английском языке

Когда мы разговариваем, для выделения какой-то части информации достаточно особой интонации или длительной паузы. На письме этих средств нет, поэтому на помощь приходят cleft sentences – сложные предложения, в которых одно сообщение делится (или расщепляется) на два соединенных между собой предложения. Это позволяет сфокусировать внимание на определенной части высказывания.

Cleft sentences часто используются в художественной и публицистической литературе, а также в устном формальном и неформальном английском. Благодаря этому приему можно обратить внимание слушателя на новую для него информацию или подчеркнуть утверждение, которое противоречит тому, что было сказано ранее:

– You don’t like the idea, do you?
– No, it is your manner of speaking that drives me crazy!

– Тебе не нравится эта идея, не так ли?
– Нет, это твоя манера общения сводит меня с ума!

Типы cleft sentences

Различают несколько типов cleft sentences в зависимости от того, с чего они начинаются и какую структуру имеют:

  • предложения, которые начинаются с it;
  • предложения, которые начинаются с what или иных вопросительных слов;
  • предложения, которые начинаются с определенных выражений (all I need, the thing, the reason why и т.д.).

It-cleft sentences

Один из самых распространенных видов расщепленных предложений – it-cleft sentences. Такие предложения состоят из двух частей, каждая из которых имеет в составе глагол. Здесь акцентируется внимание на части, стоящей после it. Типичная структура выглядит следующим образом:

It + be + фраза, на которой фокусируется внимание + придаточное предложение с that / who / which / where / when

Возьмем обычное предложение:

My sister bought delicious cupcakes at the new coffee shop on Saturday. – Моя сестра купила вкусные кексы в новой кофейне в субботу.

Теперь давайте попробуем акцентировать разные части этого предложения с помощью cleft sentences:

  • It was my sister who bought delicious cupcakes at the new coffee shop on Saturday. – Это моя сестра купила вкусные кексы в новой кофейне в субботу (именно моя сестра, а не кто-то другой).

  • It was delicious cupcakes that my sister bought at the new coffee shop on Saturday. – Именно вкусные кексы купила моя сестра в новой кофейне в субботу (кексы, а не другие сладости).

  • It was the new coffee shop where my sister bought delicious cupcakes on Saturday. – Именно в новой кофейне моя сестра купила вкусные кексы в субботу. / Это была новая кофейня, где моя сестра купила вкусные кексы в субботу.

  • It was Saturday when my sister bought delicious cupcakes at the new coffee shop. – Именно в субботу моя сестра купила вкусные кексы в новой кофейне. / Это была суббота, когда моя сестра купила вкусные кексы в новой кофейне.

Чаще всего придаточное предложение вводится с помощью союзов that или who (для людей), но после существительных или выражений, действующих как существительное, также могут использоваться where или when. Однако если после it идет наречие, предпочтение отдается союзу that:

It is Friday when we are meeting with your colleagues. / It is on Friday that we are meeting with your colleagues. – Именно в пятницу мы встречаемся с вашими коллегами.

В разговоре в неформальных ситуациях союз that можно опустить, если смысл остается очевидным из контекста:

It was my neighbour (that) you saw at the theatre last weekend. – Это моего соседа ты видел в театре на прошлых выходных.

Глагол to be стоит в том времени, которого касается предложение (is для настоящего, was для прошедшего и т.д.).

Кроме утвердительных, it-cleft sentences могут иметь вид отрицательных или вопросительных предложений:

  • It wasn’t Mary who was talking to you on the phone. – Это не Мэри говорила с вами по телефону.

  • Is it July that you are going on holiday? – Это в июле вы идете в отпуск?

Девушка делает заметки в записной книжке (фото)

Wh-cleft sentences

Другая большая группа расщепленных предложений – wh-cleft sentences. Они тоже состоят из двух частей, но акцентируют внимание на второй составляющей и обычно начинаются со слова what.

Первый вариант wh-cleft sentences образуется по следующей схеме:

What + подлежащее + сказуемое + be + инфинитив (с или без частицы to) / герундий (глагол с -ing) / существительное

  • What she needs is a good night’s sleep. – Что ей нужно, так это хорошо выспаться.

  • What he did was break my favourite cup. – Что он сделал, так это разбил мою любимую чашку.

  • What they are doing is lazing around. – Что они делают, так это бездельничают.

Вторая структура wh-cleft sentences имеет следующий вид:

What + подлежащее + сказуемое + be + придаточное предложение с that / why / who / which / where / when

  • What I don’t understand is why she would do something like that. – Чего я не понимаю, так это почему она могла бы сделать что-то подобное.

  • What he wanted to know was when they had that discussion. – Что он хотел бы знать, так это когда они это обсуждали.

  • What I can’t explain is why she insists on going to Warsaw by bus. – Что я не могу объяснить, так это почему она настаивает на том, чтобы ехать в Варшаву автобусом.

Иногда вместо what в начале предложения используются другие вопросительные слова:

How they did it was a mystery to me. – Как они это сделали, для меня было загадкой.

Cleft sentences с определенными выражениями

Cleft sentences также можно начинать с определенных слов и выражений, и тогда они будут выглядеть следующим образом:

Фраза + придаточное предложение + be + инфинитив (с или без частицы to) / герундий / существительное / придаточное предложение

В качестве устойчивых выражений могут выступать такие слова и словосочетания:

  1. all – все;
  2. something – что-то/кое-что;
  3. the thing – вещь/то;
  4. the person – человек;
  5. the reason – причина.
  • All I need is love and a cat. – Всё, что мне нужно, – это любовь и кот.

  • Something that I have always wanted to try is bungee jumping. – Кое-что, что я всегда хотела попробовать, – это банджи-джампинг.

  • The thing that he needed most was support and attention. – То, в чём он нуждался больше всего, было поддержкой и вниманием.

  • The person you met on Monday was my ex-boyfriend. – Человек, которого ты встретила в понедельник, – мой бывший.

  • The reason why I didn’t do the task was because I had an urgent appointment with the doctor. – Причина, по которой я не выполнила задание, заключалась в том, что у меня был срочный прием у врача.

Пазлы (фото)

Типичные ошибки при построении cleft sentences

При употреблении расщепленных предложений чаще всего возникают трудности с тем, какую форму глагола выбрать во второй части wh-cleft sentences: герундий, инфинитив с частицей to или без нее. Это зависит от глагола, который употребляется в первой части предложения.

1. Если глагол стоит в длительном времени (continuous tense) или требует использования герундия, глагол во второй части будет иметь окончание -ing:

  • What he is doing is taking advantage of your generosity. – Что он делает, так это пользуется вашей щедростью.

  • What I enjoy most is drinking a cup of tea and reading an interesting book. – Что я люблю больше всего, так это выпить чашку чая и почитать интересную книгу.

2. Если глагол требует употребления инфинитива с частицей to, он используется во второй части:

  • What she wants to do is to get to the bottom of the situation. – Что она хочет сделать, так это разобраться в сложившейся ситуации.

  • What he decided to do was to wait until things got cleared up. – Что он решил сделать, так это подождать, пока всё прояснится.

3. В остальных случаях (например, с недлительными временами или после модальных глаголов) во второй части wh-cleft sentences употребляется инфинитив без частицы to:

  • What I can’t do is finish the project by myself. – Чего я не могу сделать, так это закончить проект самостоятельно.

  • What they did was endanger everyone in the room. – Что они сделали, так это подвергли опасности всех, кто был в комнате.

Как видим из примера выше, в прошедшем времени во второй части также используется инфинитив без частицы to, а не прошедшая форма глагола.

Кроме того, сложности возникают, когда в it-cleft sentences после it стоит существительное во множественном числе. Из-за этого возникает желание также поставить глагол to be в форму множественного числа, но поскольку он согласуется именно с it, он остается в единственном числе:

  • It was my parents who suggested the idea. – Это мои родители предложили эту идею.

  • It is pancakes that I prefer for breakfast. – Именно блины я предпочитаю на завтра

Узнай свой уровень английского сейчас (баннер)

Упражнение на закрепление

Для практики cleft sentences перефразируйте приведенные предложения, начиная со слов в скобках, чтобы акцентировать выделенную часть (если захотите увидеть подсказку, просто кликните на соответствующее предложение):

1. I can’t tolerate injustice. (What …)

What I can’t tolerate is injustice.

2. I love listening to music when it’s raining. (What …)

What I love doing when it’s raining is listening to music.

3. She has been learning English because she needs it for her job. (The reason why …)

The reason why she has been learning English is because she needs it for her job.

4. My father was my role model in childhood. (It …)

It was my father who was my role model in childhood.

5. It makes me crazy when people smoke in public places. (What …)

What makes me crazy is when people smoke in public places.

6. He just restarted the computer, that’s all. (All …)

All he did was restart the computer.

7. They didn’t arrive until yesterday. (It wasn’t …)

It wasn’t until yesterday that they arrived.

FAQ

1. Что такое cleft sentences и почему они так называются?

Cleft sentences, или расщепленные предложения, – это сложноподчиненные предложения в английском языке, в которых одна мысль распределена между двумя составляющими для акцентирования определенной части. С английского cleft переводится как «разделенный на две или более частей». Существует несколько видов cleft sentences:

  • it-cleft sentences (начинаются с it);
  • wh-cleft sentences (начинаются с what или других вопросительных слов);
  • предложения, которые начинаются с all, the thing, the person, the reason.

2. Когда используются cleft sentences?

В английском языке cleft sentences распространены в художественной литературе, но также часто употребляются в устной речи. Основная цель – выделить определенную часть высказывания, акцентировать внимание на новой информации, добавить эмоционально-экспрессивную окраску определенным элементам.

На письме cleft sentences выполняют функции интонации, пауз, мимики и других средств, которые помогают расставить акценты во время разговора.

3. Какая формула cleft sentences?

Выделяют несколько видов cleft sentences, которые имеют следующую структуру:

  • It + be + слово или фраза, на которых акцентируется внимание + придаточное предложение
    It is September when a new semester begins. – Именно в сентябре начинается новый семестр.

  • What + подлежащее + сказуемое + be + инфинитив / герундий / существительное / придаточное предложение
    What I have never tried is Zumba. – Что я никогда не пробовала, так это зумбу.

  • Определенное слово или выражение + придаточное предложение + be + инфинитив / герундий / существительное / придаточное предложение
    All you need is a two-week vacation. – Все, что вам нужно, – это двухнедельный отпуск.

4. Cleft sentences формальные или неформальные?

Cleft sentences относятся к грамматике продвинутого уровня (Advanced) и могут использоваться как в формальном, так и в неформальном английском. Использование расщепленных предложений помогает говорящему соединить известную информацию с новыми данными и сделать акцент на последних. Они также являются средством эмоциональной окраски определенной составляющей сообщения.

Вам также может понравиться:
Grammar
Бесплатный урок английского с Notes. Grammar. Mixed Conditionals. B2-C1
Mixed Conditionals кажутся сложными? Не беспокойтесь, бесплатный урок Notes на базе платформы Smarte на тему “Mixed Conditionals” уже здесь, чтобы помочь. Переходите по ссылке и раз и навсегда запомните правила – https://bit.ly/3BeYNke. Вас уже ждут табличка с объяснением и 4 интерактивных…
Grammar
Бесплатный видеоурок английского языка с преподавателем: State verbs
Новый бесплатный видеоурок английского с нашей старшей преподавательницей Олей Янковой уже ждет вас по ссылке - https://bit.ly/49zHHtN. На этот раз вы сможете раз и навсегда разобраться со state verbs (глаголы состояния) – особой группой глаголов, описывающих состояния, эмоции, мысли, чувства…
Green Forest Life
Sharing is caring - разговорный клуб английского для тех, кому нужна помощь 10.12
Sharing is caring: Speaking club for those who need support Мы всегда работали по принципу «человеку нужен человек». Но теперь мы понимаем, что больше всего человеку нужен человек во время войны. Поэтому мы предлагаем поговорить на английском и поддержать друг друга. Говорить об эмоциях…
Contact us
Пн.-Пт.: 9:00-20:30
Сб.-Нд.: 10:00-15:00
Дистанционный курс
 М. ПЛОЩАДЬ УКРАИНСКИХ ГЕРОЕВ,
ул. Гетьмана Павла Скоропадского, 9а, 3 эт.
Офіс тимчасово не працює.