Большинство студентов, изучающих английский согласятся, что именно Speaking – это именно тот скилл, что труднее всего «раскачать». Слова знаешь, грамматика в голове, но когда нужно говорить, то ничего не выходит. Ведь спикинг формируется только через регулярные действия, а не через чтения, письмо или зубрения.
В Green Forest мы постоянно тестируем методы, действительно работающие у студентов. Сегодня делимся лайфхаками от преподавателей – практические, жизненные и без иллюзий об идеальном произношении.
Содержание
- Распространенные мифы и страхи студентов о говорении на английском
- Практические способы улучшить speaking: опыт преподавателей
Распространенные мифы и страхи студентов о говорении на английском
Многие студенты годами не могут свободно заговорить на английском не из-за недостатка знаний, а из-за неправильных убеждений. Давайте рассмотрим наиболее распространенные причины такой ситуации:
-
«Я начну говорить, когда буду знать больше слов/грамматики». На самом деле это ловушка. Вы никогда не почувствуете, что сейчас вы знаете все и этого достаточно для speaking. Навыки речи формируются только через практику, а не через ожиданий идеального момента.
-
«С меня будут смеяться». Это больше о школьном опыте, а не о реальной жизни. Носители языка привыкли к акцентам и ошибкам, потому что общаются с иностранцами постоянно. Они не оценивают вас, а просто желают понять.
-
«Я должен говорить без ошибок». Ошибки – это ваша точка роста. Ошибки – это хорошо! Ведь каждый раз, когда что-то не так, вы исследуете новые слова или фразы, которые помогут сказать все так, как надо. Поэтому, если вы видите ошибку, это значит, что вы можете ее исправить, а значит, учитесь.
Практические способы улучшить speaking: опыт преподавателей
Мы попросили наших тичеров поделиться лайфхаками, работающими на их занятиях и вне их. Так что самое время сломать этот языковой барьер раз и навсегда!

1. Говорите о собственном опыте
Задачи, связанные с личными историями, активируют интерес и снижают напряжение. Студенты гораздо охотнее говорят, когда тема касается их жизни: путешествий, работы, эмоций или привычек.
Преподаватель и методистка Алена Трепитьон замечает что speaking-активности, где нужно продолжить предложение о себе, выразить согласие/несогласие или ответить на вопрос Have you ever…? всегда делают дискуссию более живой. Ведь студенты перестают думать о правильности каждого слова и начинают формулировать мысль, а это и есть именно желанный навык свободного говорения.
2. Озвучивайте повседневные действия
Этот метод кажется простым, но он один из самых эффективных для построения речевого рефлекса. Старшая преподавательница Дарья Телевная рассказывает:
«Я учила языки, проговаривая все свои действия. Иду в магазин — I'm going to the shop . Мою пол — I'm mopping the floor. В кафе думаю, как бы я заказала кофе на английском. А если хочется куда-то уехать, то представляю, как бы объяснила это родителям».
Это лишь маленькие фразы, которые повторяются изо дня в день. Да, они не сложные и не академические, но зато живые. Благодаря такому повторению студент учится говорить об эмоциях, планах, желаниях так же легко, как в родном языке.

3. Записывайте мнения на бумаге
Иногда языковой барьер застревает на уровне «в голове прекрасно, а рот не слушается». В таком случае письменная форма является той же страховкой. Попытайтесь сделать так:
- запишите одну мысль о своем дне, планах или чувствах на английском;
- не стремитесь к идеальному предложению, ведь главное, чтобы оно передавало вашу идею;
- после этого прочтите написанное вслух, чтобы почувствовать ритм и интонацию.
Этот подход работает как мост между внутренней формулировкой и реальным speaking. Вы сначала даете мозгу время найти слова на письме, а затем переводите все в голос. Уже через несколько повторов вы заметите, что записывать хочется все меньше, а мнения формируются гораздо быстрее.
Впоследствии письменный шаг, конечно, необходимо убрать. Но для старта этот метод отлично снижает тревожность и помогает свободнее перейти к устной практике.
4. Используйте ИИ: 5–10 минут для мини-диалогов
AI не заменяет преподавателя, но является фантастическим тренажером реакций. Старшая преподавательница Юлия Ивасюк делится личной практикой:
«Я теперь говорю с ChatGPT и использую его на 100%. Говорю ему создать вопросы с фразами, которые я хочу изучить, и обсуждаю их с ним. Делаю это повсюду: когда иду в магазин, когда имею 5 мин между работой. А потом еще прошу исправить ошибки».
Таким образом, фокус должен быть не на том, чтобы звучать как носитель, а на тренировке самого процесса: подумал → ответил → исправил. Так что не стоит просить AI переписать текст красиво или сделать его идеальным за вас. Лучше сформулировать собственный ответ, затем попросить скорректировать ответ и объяснить ошибки. Такой формат взаимодействия помогает сохранять ваши оригинальные мысли и формулировки, однако при этом вы видите ошибки и понимаете логику речи, а не просто копируете чужой вариант.
5. Подсказки – это must-have
Иногда страх говорить возникает, когда тема нечеткая или слишком сложная. В этом случае помогают даже небольшие рамки (ключевые слова, картинка, небольшой сюжет). Опытная преподавательница Анастасия Галярник советует давать себе простые задания:
- превратить предложение под собственную ситуацию,
- продолжить идею,
- составить краткую историю по 4–5 словам
- выбрать позицию agree/disagree.
В таких упражнениях нет правильных ответов. Есть только то, как вы формулируете свое мнение, ищете слова, строите предложения, а именно то, что нужно тренировать.
6. Записывайте себя на диктофон
Этот способ особенно полезен тем, кто стесняется говорить с людьми. Голосовая запись создает безопасную среду: вы слышите собственный темп, запинки, повторы слов и постепенно замечаете прогресс. Студенты, регулярно записывающие себя, легче переходят к живому разговору, ведь это логическое продолжение практики, а не полностью новая активность.
Однако важно не давить на себя. Лучше всего говорить на английском о комфортных темах: планы, любимые сериалы, детские воспоминания, работа. Не надо выбирать тяжелую научную или академическую тему, о которой вы вряд ли бы говорили на украинском.
Люди начинают говорить не тогда, когда изучили всю грамматику, а когда перестают бояться звучать несовершенно. Ведь самое сложное в говорении – это умение выразить мнение, найти слова даже тогда, когда знаешь не все, и не останавливаться после первой ошибки.
Методы, которые советуют преподаватели, очень разные, но главная идея одна – регулярность важна. Маленькие ритуалы: 5 минут на диктофон, 3 предложения о своем дне, один вопрос к AI и вы уже на шаг вперед. Speaking начинается тогда, когда вы выбираете открыть рот и сказать хоть что-нибудь.
«Чтобы говорить – нужно говорить. С ошибками. Медленно. Отдельными словами», — заключает Алена Трепитьон .
И это самый честный совет из всех.