Когда мы уже настроены учить английский язык, сразу возникает вопрос: в каком формате лучше заниматься? Ведь можно выбрать занятия с глазу на глаз с преподавателем, а можно в группе. И если к индивидуальному формату отношение в основном положительное, то групповое обучение английскому все еще страдает от предубеждений. Но оправдано ли это?
В этой статье мы развенчаем самые популярные мифы о групповых занятиях по английскому онлайн и офлайн, объясним, почему заниматься в группе даже лучше, и подкрепим тезисы комментариями преподавателей крупнейшей онлайн-школы английского языка в Украине Green Forest.
Содержание
1. Мифы о групповом обучении по английскому
     1.1 «Мне не хватит внимания»
     1.2 «В группе намешаны люди с разными уровнями, это будет хаос»
     1.3 «Я не буду успевать и слова сказать»
     1.4 «Группа — это только шум и разговоры»
     1.5 «В группах сложнее быть внимательными»
     1.6 «Онлайн группы – технический беспорядок»
2. А что говорят учителя?
3. Преимущества изучения английского в группах
4. Преподавание в группах – мировой стандарт
5. FAQs
Мифы о групповом обучении по английскому
Вы точно слышали что-то вроде «в группах к ученикам меньше внимания», «там слишком много говорят» или «групповые уроки организованы кое-как». Возможно, даже сами сомневались, когда задумывались о начале изучения английского языка. Предлагаем посмотреть на наиболее распространенные мифы об обучении в группах и убедиться, что такой формат может быть даже эффективнее индивидуальных занятий.
«Мне не хватит внимания»
Это одно из наиболее распространенных мнений о групповых занятиях по английскому. На самом же деле опытный преподаватель не делит внимание от студента к студенту, а наоборот, организует учебный процесс так, чтобы все получили возможность попрактиковаться в паре или небольшой группе с другими учениками. Во время того, как студенты работают, учитель не сидит сложа руки, молча наблюдая — он слушает, записывает ошибки и комментирует их сразу или позже, сделав общий анализ для всех.
Полагаем, миф о недостатке внимания появился из-за старых убеждений, что занятие по английскому в группе должно состоять только из сухих и непрерывных объяснений преподавателя. Однако такое представление совсем не вписывается в современную картинку того, как проходит обучение — сейчас оно о практике новых знаний, а не о лекционном формате уроков.

 
«В группе намешаны люди с разными уровнями, это будет хаос»
Современные школы заботятся о том, чтобы этого не допустить. Например, в Green Forest перед записью на курс вы обязательно должны пройти онлайн-тестирование для определения вашего уровня владения английским. Дальше вас ждет устное собеседование, ведь важно определить не только знание грамматики, но и умение вести разговор, строить предложения и воспринимать язык на слух. После такого добросовестного анализа вам сообщат, на каком уровне следует начать обучение.
Не будем скрывать: бывает, на первом пробном уроке студенты чувствуют, что рекомендуемый уровень слишком легкий, или наоборот, сложный. В таком случае всегда можно обратиться к менеджерам и договориться об изменении уровня того, что лучше соответствует знаниям.
«Я не буду успевать и слова сказать»
А что, если мы скажем, что все будет совсем наоборот? Работая в группах под управлением профессионального преподавателя вы будете говорить больше.
В первую очередь стоит отметить, что обучение английскому в группах — это не об ответах десяти человек одновременно, не о «кто громче крикнет» или «кто кого перекричит». Практиковать что-то новое и делать упражнения вы будете либо в паре с кем-то, либо в небольшой группе, обычно состоящей из трех студентов (иногда немного больше, в зависимости от задания).
А еще, на протяжении урока преподаватель будет часто менять ваших партнеров, чтобы вы смогли поговорить с большим количеством людей. Только представьте, сколько возможностей для классной практики вместе с другими: и дебаты, и сценарии для диалогов, где вам назначат роль, и разные игры, и вопросы, о которых можно долго дискутировать. К тому же, работая в командах, можно узнать что-нибудь новенькое от напарников, а не только от преподавателя!
«Ученики общаются с большим количеством людей, слышат разные мнения, учатся высказывать собственные идеи и понимать других. Группа мотивирует студентов держать темп с другими, поддерживать свой уровень и не отставать. К тому же, одногруппники могут быть интересными людьми для сотрудничества и общения, что делает процесс обучения и приятным, и полезным».
Тамуна Кванчиани, cтаршая преподавательница школы Green Forest
«Группа — это только шум и разговоры»
При правильно организованном уроке работа с другими студентами станет не хаосом, а слаженным процессом. Тишина на занятии – не всегда показатель производительности. Чем активнее учащиеся разговаривают и работают вместе, тем лучше они усваивают новый материал.
Важно помнить: если вы посещаете групповые занятия по английскому — это вовсе не значит, что вы будете постоянно работать с кем-то в парах или группах. Есть задачи, которые нуждаются в особом сосредоточении и внимании, и в таком случае преподаватель просит каждого поработать индивидуально.
«В группах сложнее быть внимательными»
Многие считают, что в группах труднее работать из-за большого количества других студентов вокруг. Вроде бы так труднее сконцентрироваться на задачах и попытках что-то изучить и запомнить.
На самом же деле исследование British Council указывает на совершенно противоположное: студенты являются ролевыми моделями в обучении друг для друга. Во время групповых занятий по английскому больше взаимодействия, а значит больше разнообразия и глубины в общении. Каждый ученик имеет свой уникальный опыт и сильные стороны, которыми может поделиться.
Социальная динамика в группе помогает значительно повысить концентрацию, ведь студент ожидает, что его могут привлечь к разговору или обсуждению. Многие учащиеся замечают, что на индивидуальных занятиях они скорее теряют концентрацию из-за отсутствия какого-либо движения и активности. В группах совместная работа создает эффект присутствия и срабатывает как мотивационный триггер, который помогает оставаться внимательным на протяжении всего урока и присоединяться к совместному обучению вместе с другими.

 
«Онлайн группы — технический беспорядок»
Возможно, так и было раньше, когда в начале карантина в 2020 году образовательная система начала активно и резко цифровизироваться. Тогда всем понадобилось время, чтобы ознакомиться и привыкнуть к новым реалиям, разобраться с техническими вопросами и научиться работать с инструментами, которые мы назовем сейчас неотъемлемыми.
Однако, имея достаточно практики и опыта онлайн, преподаватели могут похвастаться умением управлять учебным процессом удаленно и организовывать групповые занятия по английскому онлайн, пользуясь ноутбуком как главным инструментом. Такие приложения, как Zoom, снабжены удобной функцией: breakout rooms, благодаря которой студенты могут работать в парах или небольших группах.
Благодаря онлайн инструментам преподаватели буквально несколько кликов разделяют студентов на пары или небольшие группы. Далее отправляют команду работать над заданием в отдельные комнаты, где их не будет беспокоить никто другой. А сами учителя перемещаются от комнаты к комнате, внимательно наблюдая за работой студентов.
Вот здесь может возникнуть логический вопрос: «А что, если мне что-то непонятно, а в комнате только я и мой одногруппник? У кого спрашивать, к кому бежать?». В каждой breakout room есть кнопка «Мне нужна помощь». Как только вы на нее нажмете, преподаватель сразу же получит уведомление и присоединится к вашей комнате.
Кроме того, на групповых онлайн занятиях по английскому используются интерактивные доски и такие платформы, как Quizlet , Mentimeter , Kahoot , Smarte+ и Notes, делают обучение более динамичным и увлекательным благодаря моторике. Студентам не нужно переписывать все задания вручную как раньше, однако они все равно активно работают руками на платформах: двигают разные элементы в заданиях, нажимают, перетаскивают и выбирают ответы. Такие действия поддерживают кинестетическую память и помогают лучше запоминать новый материал, независимо от того, лексика это или грамматика. Интерактив разнообразит обучение и делает весь процесс живым, и это то, чего не найти в PDF-материалах.
Итак, изучение английского в группах онлайн точно не о неорганизованности и беспорядке, ведь благодаря современным техническим инструментам этот процесс гораздо легче регулировать.
Мифов и предубеждений о групповом обучении гораздо больше. Мы попытались разобрать самые популярные и сильные, которые могут стать барьером при выборе между индивидуальными уроками и занятиями в группе по английскому.
Теперь вы знаете, что мифы – просто мифы, которые не так трудно развенчать. Но что такого особенного в групповом обучении и почему так много преподавателей советуют именно его?
А что говорят учителя?
В рамках создания этой статьи мы пообщались с преподавательницами Green Forest, чтобы узнать, за что именно они любят преподавание в группах. Мы спросили, какие они видят преимущества группового формата, и как такая организация обучения влияет на мотивацию студентов.
«Это держит меня в тонусе, ведь я всегда должна быть в курсе актуальных событий и уметь направлять работу группы людей с разным опытом к общей цели».
Виктория Чертенко, старшая преподавательница и методистка школы Green Forest

«Преподавание английского для группы это, в первую очередь, о коммуникации. А коммуникативный подход, как известно, считается самым лучшим для развития многих навыков в изучении языка».
Анастасия Степанова, старшая преподавательница и методистка школы Green Forest

«Как бы студенты ни хотели общения с преподавателем – это не одно и то же, что и с коллегами одного уровня знаний в языке. Во-первых, преподаватель все равно будет неестественно подстраиваться под уровень понимания студента. Во-вторых, коммуникация со своими peers способствует более быстрому развитию и не подвергает учеников страху говорения в дальнейшем. Поэтому если подытожить, то групповая форма работы – это всегда страховка: что преподавателям, что студентам».
Виктория Воронина, старшая преподавательница и методистка школы Green Forest
Так какие же главные преимущества такого формата обучения? Давайте разбираться!
Преимущества изучения английского в группах
Первое и самое главное преимущество – большое количество живой практики и развитие коммуникативных навыков. На групповых занятиях всегда больше разговоров, благодаря чему вы почувствуете себя в настоящей языковой среде. Кроме того, упрощается преодоление языкового барьера, вы привыкаете к общению с разными людьми, имеющими собственные истории и взгляды на жизнь.
«Среди многих факторов все же выделю развитие коммуникативных навыков через взаимодействие с другими. С помощью единства студенты в группах скорее избавляются от определенных комплексов, того же языкового барьера, страха говорить или совершать ошибки. Они просто говорят. Потому что их слушают. А потом они меняются ролями», – рассказала Виктория Воронина, старшая преподавательница Green Forest.
О языковом барьере также рассказала преподавательница и методистка Виктория Чертенко: «Одним из самых больших преимуществ занятий в группе есть возможность попрактиковать как языковые, так и слуховые навыки. К тому же это прекрасный способ преодолеть языковой барьер» .
Кстати, о навыках слушания. За это также стоит зацепиться. Общаясь в группах, у нас больше шансов научиться воспринимать на слух разное произношение. Все мы знаем, что преподаватели говорят хорошо, четко и понятно. К этому легко привыкнуть. Попав в настоящую языковую среду, где вы точно встретите собеседников с разными акцентами, голосами, тембрами и манерами говорить, может показаться, что вы этот английский слышите впервые в жизни. Так что хватайтесь за шанс услышать реальные разговоры реальных людей и участвовать в них!
Нельзя не вспомнить приятную атмосферу на занятиях и то, что впоследствии незнакомцы, с которыми вы оказались в одной группе, становятся вашей командой и поддержкой. В группах всегда есть чувство совместного движения. Когда мы видим, как учатся и стараются другие, это заряжает нас мотивацией работать так же усердно.
«Уже через несколько занятий, у студентов формируется своеобразная связь, они начинают помогать друг другу, поддерживать и мотивировать», — сказала старшая преподавательница Анастасия Степанова. — «Групповые занятия всегда являются местом мозгового штурма, совместного анализа нового материала и помощи друг другу в его использовании. В то же время, это «наши шутки», «наш вайб» и «наши общие старания» .
Отмечается, что во время онлайн занятий по английскому в группе студенты гораздо меньше боятся ошибаться. Находясь среди других, мы видим, что на пути изучения языка ошибаются абсолютно все, и это нормально. Это не стыдно. А еще часто можно поучиться на ошибках других (так же, как кто-то может научиться и на ваших). Вы будете видеть, как другие формулируют мнения и какой фидбэк получают от преподавателя. Работая в группах, вы не только учитесь, но и наблюдаете за другими, даже если бессознательно. И это точно не проходит просто так!
Именно так работает принцип peer learning – обучение через взаимодействие. Хотя peer часто переводится как сверстник , это не всегда означает, что речь идет о людях одного возраста. Здесь этот термин скорее определяет людей, находящихся на одном уровне с вами. Благодаря peer learning студенты помогают друг другу понять новый материал, строят взаимоподдержку и работают с разными точками зрения. И, что самое главное, учащиеся могут обмениваться знаниями и помогать друг другу учиться, потому что находятся на подобном уровне понимания материала.

 
Об этом отмечают и в исследовании из School of Foreign Studies, Yangtze University. Утверждается, что peer learning не только повышает осознание студентами своих сильных и слабых сторон, но и увеличивает мотивацию говорить, поощряет обучение вместе и помогает студентам активнее использовать свои языковые навыки. Именно из-за большого количества преимуществ и эффективности peer learning активно применяется в университетах Великобритании.
Здесь стоит упомянуть и об autonomous learning (автономное обучение), которое лучше всего тренируется именно в группах peers, когда все находятся на равных условиях и имеют четко установленные преподавателем ориентиры. Так у студентов возникает желание обсудить что-то с одногруппниками и найти ответы и прийти к выводам автономно (самостоятельно). Так и формируется обучение через осознание, а не старомодное зазубривание материала. Главной задачей преподавателя является создание мотивирующей атмосферы и умение правильно организовывать процесс, способствующий хорошей практике учащихся.
Преподавание в группах — мировой стандарт
Говоря о преимуществах группового обучения, следует добавить, что этот формат считается мировым стандартом. На профессиональных курсах, таких как CELTA, TEFL, TESOL, DELTA, будущих преподавателей обязательно учат проводить занятия именно в группах и не маленьких.
Во время CELTA-тренинга группы состоят из 10-15 студентов. Именно в таких условиях будущий преподаватель должен показать и доказать, что может руководить и держать внимание многих учащихся одновременно, организовывать качественную парную и групповую работу, предоставлять фидбек и создать условия, в которых каждый студент будет активным и вовлеченным в учебный процесс.
Знаем, что цифра 10-15 в контексте количества студентов звучит большой, однако на самом деле это оптимально. Именно группа такого масштаба дает преподавателю возможность легко организовывать различные задачи для взаимодействия студентов. Таким образом, можно делить и на пары, и на небольшие группы из 3-4 человек, и на большие команды из 5-6 учеников. Все зависит от типа задачи, которую вы будете выполнять (например, какие-то общие проекты или командные дебаты). Что уж говорить о том, что это хорошая возможность пообщаться со столькими разными людьми во время урока!
Следовательно, умение учителя работать с таким количеством людей является важным показателем профессионализма.
В то же время хотим отметить, что индивидуальные занятия или обучение в маленьких группах также дают отличные результаты – все зависит от умений преподавателя и ваших личных целей и предпочтений. Если вы предпочитаете индивидуальный формат, обратите внимание на проект сети школ Green Forest — UTalk. Это короткие онлайн-уроки продолжительностью 15 или 30 минут, легко вписывающиеся в ежедневный график и обеспечивающие стабильный прогресс.
Как видите, эффективность обучения зависит не только от формата, но главное, чтобы он подходил именно вам. Несмотря на все предубеждения о групповых занятиях, именно такой формат остается одним из самых эффективных. И, в руках профессионального преподавателя, обязательно станет таковым и для вас. В онлайн школе английского языка Green Forest преподаватели проходят качественную подготовку и сертификацию в Teaching Center by Nadiya Dyachuk перед тем, как начать работу в школе. Благодаря хорошо организованному процессу студенты в группах могут добиваться результатов гораздо быстрее, чем во время обучения в другом формате.
FAQs
1. Эффективны ли групповые занятия по английскому?
Да. Такой формат помогает тренировать разговорные навыки, слышать разные акценты и преодолевать языковой барьер. Студенты учатся общаться естественно как в реальных ситуациях.
2. Кому подходят групповые занятия на английском?
Групповые занятия особенно подходят тем, кому важна мотивация, командная динамика и общий прогресс. Они эффективны на любом уровне — от A1 до C2, ведь обучение проходит в группах, где все студенты имеют примерно одинаковые знания и темп усвоения материала.
3. В чем разница между индивидуальными и групповыми занятиями?
На индивидуальных вы получаете полное внимание преподавателя, а на групповых – больше живой практики, командных активностей и возможность слышать английский «в действии».
4. Как проходят групповые занятия по английскому онлайн?
В Green Forest групповые занятия по английскому проходят в Zoom, а также на собственной платформе Smarte. Преподаватель использует интерактивные задачи, breakout-комнаты и онлайн-доски для практики общения.
5. Какое оптимальное количество студентов в группе?
Обычно 6-10 человек. Такой формат позволяет каждому высказаться, получить фидбек и оставаться активным в течение урока.
6. Можно ли заниматься английским онлайн в группе без опыта?
Да, даже если вы начинаете с нуля. Обучение проходит по уровням, поэтому каждый студент попадает в группу со схожими знаниями и темпом обучения. Преподаватель адаптирует материалы, объясняет базовые конструкции и постепенно вводит разговорную практику, чтобы новички чувствовали себя уверенно с первых занятий.
