Закончилось занятие – и мы расходимся практиковаться вне класса. Дома сделали грамматические упражнения, почитали, послушали подкасты, даже сериальчик посмотрели! Но чего-то не хватает… Поговорить бы! Но как поговоришь, когда ни родственники, ни друзья языком не владеют, иностранные коллеги – только в будущем, а знакомиться с иностранцами в Интернете – вообще не для вас?
На самом деле, наличие собеседника – отнюдь не единственный залог успешного приобретения навыка говорения на английском. И автор статьи – тому подтверждение. Еще во время учебы я как-то интуитивно развила в себе привычки: читать вслух и несколько раз (бывало, что болели челюсти от непривычки, ведь наш языковой аппарат уже приспособился к украинскому / русскому произношению, а с английским работают другие группы мышц), разговаривать с собой (пообщаться с умным человеком всегда приятно), петь песни.
Но сейчас обо всем этом в деталях и по порядку.
1) Итак, начинаем. По моему неоспоримому убеждению – сначала была мысль. Приучите себя по крайней мере некоторое время в день думать по-английски: обдумывайте планы, анализируйте, комментируйте собственные действия. Признак свободного общения – отсутствие желания переводить мысленно с родного языка на иностранный. Пусть мысли на английском станут для вас привычными.
2) Все еще не уверены в своем произношении? Преодолеваем эту проблему играя!
a) Tongue twisters. Выбирайте то, что вам нравятся! Учите, повторяйте и удивляйте себя и друзей. Или попробуйте повторить зи ними:
b) Его величество podcast. Выбрать Podcast по уровню и заинтересованности всегда можно на родном EnPodcast, а также по следующей ссылке: www.npr.org - большинство радиопрограмм имеет скрипты, вы можете слушать и читать экономические, политические и другие новости. Даже из «Друзей» можно сделать подкаст, включив серию и открыв соответствующий скрипт на сайте www.livesinabox.com. Еще один вариант подкаста – приобрести аудио книгу и ее бумажную версию.
c) Песни. Слушайте, пойте вслух.
Использовать подкасты и песни для улучшения разговорных навыков предлагаю по схеме из нескольких этапов:
Этап 1. Открываем одновременно аудио/видео и текст. Слушаем и следим за текстом. Делаем заметки по произношению, правильному прочтению. Можно повторить несколько раз.
Этап 2. Слушаем подкаст/песню и читаем текст, шепотом произнося/поя за диктором/исполнителем.
Этап 3. Закрываем аудио/видео. Читаем/поем вслух. Наслаждаемся и хвалим себя.
3) Читайте вслух. Читать вслух весело, но следует также принять во внимание, что для выполнения различных задач на понимание текста это упражнение – не лучший вариант. При чтении вслух уровень понимания текста падает, вы просто больше концентрируетесь на произношении, правильном прочтении слова, а не на информации. То есть, если хотите понять текст, сначала прочтите его про себя и после этого смело начинайте улучшать «разговорный жанр» читая вслух.
4) И наконец! Разговаривайте с собой. О чем говорить? О том, что вы думаете! Просто озвучивайте мысли. Бывает такое, что нет мыслей? Представляйте разные ситуации. (Например, представьте, что вы в чужой стране. Что вы там делаете, какие проблемы должны решить?). Если и воображение не хочет проявить себя, пересказывайте. Пересказывайте услышанное в новостях, от друзей, детские сказки и любимые произведения. Просто говорите ни о чем – поток мыслей.
Если ваша проблема – страх перед аудиторией, попробуйте говорить перед зеркалом.
Проверять свои успехи в говорении можно с помощью диктофона. Почему бы не устроить месячный эксперимент? Запишите себя в начале месяца и в конце, а затем сравните результаты. Диктофонную запись голоса также можно сравнить с записью подкаста, текст которого начитываете. Таким образом, можно четко определить свои слабые места и сконцентрироваться на них.
Конечно, все эти советы станут действенными при их регулярном использовании. Будьте упорными, настойчивыми и шагайте (ну или скачите) к мечте, ибо не так уж она и далека =)