Убеждена, что главный секрет в изучении иностранного языка ― систематическое пополнение словарного запаса и… систематические (!) занятия. Видим цель — не видим препятствий. Эти советы порадуют самых усердных и целенаправленных, а также помогут с тайм-менеджментом и самым ленивым.
Предлагаю вам четкий план, согласно которому английскому необходимо уделять около 30 мин утром и 1 ч вечером ежедневно (!), и не забывать делать это с удовольствием. Более того, с этим планом ваши занятия станут разнообразными, каждый раз новыми, будут охватывать разные способы изучения. Главное ― уделить 1 день в месяц поиску необходимых материалов (чтобы не заниматься этим ежедневно), заранее все распланировать по пунктам, написать план, и продержаться 2 недели, а дальше пойдет как по маслу =)
Monday:
1. SINGING (songs + lyrics) — 15 min
2. LISTENING (podcasts) — 40 min
3. LEARNING (list of new words) — 15 min
Morning:
Начинаем день с позитивной ноты, прослушивая 5–7 раз выбранную песню, проговариваем/напеваем все слова текста песни (+ скачиваем на смартфон или планшет перевод), самые полезные фразы можем выписать (дополнительно зазубривать не придется — в процессе прослушивания мы уже запомнили их автоматически).
Evening:
Прослушиваем один выбранный подкаст 5 раз, выписываем необходимые слова.
Советую интересные сайты с подкастами:
- enpodcast.com (постоянно обновляемый источник самых интересных подкастов);
- www.ted.com (огромное количество актуальных вопросов и их нестандартные решения);
- www.engvid.com (незаменимый источник всевозможных правил английского языка с более чем детальными пояснениями и примерами);
- spotlightenglish.com (очень много интересных тем, подкасты в виде диалогов);
- learnenglish.britishcouncil.org (в частности, рекомендую так называемый audio soap “Big City Small World”);
- learningenglish.voanews.com (очень полезный новостной источник).
Перед сном перечитаем все выписанные за день слова (их не обязательно должно быть десятки–сотни, их может быть только 5, например. Главное ― не количество, а неподдельный интерес и желание применять конкретные слова на практике в будущем).
Tuesday:
1. LISTENING (radionews) — 15 min
2. LEARNING (phrasal verbs) — 20 min
3. WATCHING (movies/sitcoms/series/videos) — 45 min
4. SPEAKING (narration) — 15 min
Morning:
Завтракаем и слушаем newscasts любой радиостанции.
Обязательные: www.theguardian.com, www.bbc.co.uk или www.voanews.com (в т. ч. и для того, чтобы понимать, как в мире освещаются последние события в нашей стране).
Находим всего лишь 20 мин в течение дня для «любимых» фразовых глаголов (если выбрать для себя подходящие книги, вы раз и навсегда перестанете их так бояться и недолюбливать=)).
Очень рекомендую начать, например, с “Really Learn 100 Phrasal Verbs” (Oxford University Press) и “Phrasal verbs in Context” (Peter Dainty).
Главное условие — распечатать/скачать книгу, по которой занимаетесь. Наша цель — не просто зазубрить 100 новых фразовых глаголов, а уметь их применять здесь и сейчас, не ожидая подходящего момента когда-то там в будущем + с минимальным количеством потраченного времени. Один лист А4 в день с упражнениями еще никому не навредил.
Evening:
Пришло время побаловать себя просмотром фильма либо сериала, например. Главное — получать удовольствие и так невзначай записывать опорные фразы для будущего пересказа. После просмотра уделить всего лишь 10–15 мин и постараться своими словами вслух пересказать все то, что увидели.
Wednesday:
1. READING (short stories/articles/magazines/journals/books + extra information) — 1 h
2. REVISION (new words + already learned words) — 20 min
Morning:
Середина недели. Пока силы еще есть, можно с удовольствием почитать что-то новое. В метро не забываем взять с собой читалку с мини рассказом. Важно, чтобы тематика материалов была каждый раз новой.
Совет: не замахивайтесь на романы — прочтение одной интересной short story в день не только пополнит ваш словарный запас, расширит кругозор и поднимет настроение, но и повысит самооценку.
Если же ленитесь каждый раз искать новое произведение, а тематику хочется разнообразить — просто заведите себе за правило брать по одной из ежедневно обновляемых статей, например, из en.wikipedia.org или www.thefreedictionary.com.
Evening:
Читаем статью из журнала либо газеты, подчеркиваем/выписываем и учим слова. Повторяем все выученные за неделю фразы.
Кроме того, перед сном очень рекомендую полезные статьи на greenforest.com.ua или, например, книгу «Трудности английского словоупотребления» (С.С. Хидекель, М.Р. Кауль, Е.Л. Гинзбург), которая подойдет для любого уровня. Пример того, как выглядит информация в данном источнике:
accurate — adj. точный, пунктуальный
Несмотря на внешнее подобие английского прилагательного accurate и русского аккуратный между этими словами никакой связи нет. Русскому аккуратный в значении опрятный, убранный соответствуют английские neat, tidy: a tidy room — чисто убранная комната; a neat girl — аккуратная девушка. Ср. Give me an accurate report of what has happened. — Мне нужен точный доклад о случившемся. Is your clock accurate? — Ваши часы точны (правильно идут)?
Thursday:
1. LISTENING (podcasts) — 20 min
2. ERRORS (reading of grammar rules) — 40 min
3. GRAMMAR RULES (revision) — 20 min
Morning:
Начинаем день с приятного познавательного подкаста. По дороге на работу вспоминаем и проговариваем мысленно пересказ всего услышанного. Можно даже мысленно представлять в метро, что вы рассказываете подкаст другим пассажирам.
Evening:
Очень рекомендую увлекательную и полезную книгу “Longman Dictionary of Common Errors” (N.D. Turton, J.B. Heaton). Книга подходит для любого уровня, в ней очень доступно даны примеры по типу «правильно–неправильно». Например:
to complain:
– It is childish to complain against rules.
It is childish to complain about rules.
– They are always complaining for something.
They are always complaining about something.
to complain about smth: Residents living near the airport have a lot to complain about.
Также рекомендую коллекцию книг “Is That What You Mean (50 Common Mistakes and How to Correct Them)” (P. Hancock).
Не нужно делать из процесса целый ритуал по изучению нудной грамматики — просто в удовольствие открываете книгу на любой странице и анализируете материал.
Перед сном можно быстренько подчитать также любое правило, какое недавно выучили, или которое давно не повторяли, например, adverbs of place или tag questions.
Friday:
1. SINGING (songs + lyrics) — 15 min
2. WATCHING (videos) — 20 min
3. WRITING (transcription) — 30 min
4. READING (extra information) — 30 min
Morning:
Поем со скаченным текстом несколько очень известных нам песен, но слова которых мы не всегда улавливаем на слух.
Evening:
Смотрим небольшое (!) видео, например, на www.newsinlevels.com или lessonstream.org либо слушаем наши подкасты на различную тематику на enpodcast.com. В процессе прослушивания записываем все, что слышим, словно пишем диктант. Затем сверяем записанное с текстом. Учим новые слова.
Советую также книгу «Русские проблемы в английской речи» (Л. Виссон) о том, какие ошибки мы допускаем, общаясь с носителями языка.
Saturday:
1. READING (short stories/articles/magazines/journals/books) — 20 min
2. REVISION (new words + already learned words) — 20 min
3. TESTS (vocabulary, grammar) — 1 h
Morning:
Читаем статью либо минирассказ, выписываем и учим новые слова. Повторяем все слова за неделю.
Evening:
Распечатываем (!) несколько страниц с тестовыми заданиями на различную тематику (либо в качестве повторения, либо новый материал). Уделяем написанию тестов около 1 ч. На самом деле тесты бывают довольно занимательными и, самое главное, — это практическое применение (и в т.ч. пополнение) знаний.
В качестве проверенных источников советую для всех уровней, например, книгу “Essential English Idioms” и коллекцию книг Penguin под названием “Test Your Vocabulary” (P. Watcyn-Jones, M. Farrell) .
Sunday:
1. LISTENING (audiobooks) — 40 min
2. LEARNING (photo dictionary) — 30 min
3. WATCHING (movies/sitcoms/series) — 45 мин
Morning:
Слушаем аудиокнигу. С 1-го прослушивания пытаемся уловить основную мысль, со 2–5-го — все детали.
Evening:
Совсем не лишней будет работа с визуальным словарем, например, “The New Oxford Picture Dictionary” (E.C. Parnwell), “Longman Photo Dictionary of American English” или Word by Word (S.J. Molinsky, B. Bliss) . Главное — определиться с тематикой (одежда, дом, сад-огород, техника, город и пр.).
Смотрим интересный фильм или сериал на greenforest.com.ua.
Вы скажете “Oh my God!”. Поверьте, это вполне реально.
Главное — придерживаться 5 правил:
1. Заранее найти материалы.
2. Составить четкий план разнообразных занятий.
3. Уделять английскому 1 ч (и более по желанию).
4. Даже если пропустили день-два, все равно продолжать далее заниматься по плану.
5. Не забывать себя поощрять… английским (дочитали сложный рассказ — посмотрите легкий фильм, устали учить слова — послушайте веселую песню и пр.).