С какими вызовами сталкиваются преподаватели почти каждый день? Одна из самых трудных задач - это понять, как лучше и эффективнее построить процесс обучения для той или иной группы или отдельного студента. Очень часто мы представляем как должен проходить процесс обучения, основываясь на: нашем предыдущем опыте (например, школа и университет), подходе к обучению в определенной среде, на распространенных мнениях в обществе, на наших собственных наблюдениях... Но брали ли мы когда-нибудь под сомнение наши убеждения?
Меня зовут Таня, я методист в школе английского языка Green Forest, и сегодня мы рассмотрим популярные мифы, связанные с обучением, развеяв их фактами. Уверена, что это поможет вам сделать процесс изучения языка более эффективным!
МИФ: У каждого ученика есть свой стиль обучения
Многие считают, что каждый имеет свой собственный стиль обучения, и что обучение эффективнее, когда методы подходят к этому стилю. Например, некоторые считают, что они лучше запоминают информацию, которую слышат (auditory learners), в то время как другие предпочитают визуальную подачу информации (visual learners). Иногда люди рассматривают стили обучения еще шире, включая аналитических, творческих или практических студентов; активных или рефлексивных студентов и т.д. Есть множество ненаучных тестов в интернете, которые назначают студентам стили обучения.
Однако нет убедительных доказательств того, что стабильные стили обучения студентов существуют. Кроме того, нет никаких доказательств того, что студенты учатся лучше, когда информацию подают в соответствии с их предпочтениями. Согласно исследованиям, попытки адаптировать учебный процесс к индивидуальным стилям каждого учащегося могут быть неэффективными и затратой времени и ресурсов. (Deng, R., Benckendorff, P. and Gao, Y. (2022) ‘Limited usefulness of learning style instruments in advancing teaching and learning’, The International Journal of Management Education, 20(3), p. 100686. doi:10.1016/j.ijme.2022.100686.)
Исследование показывает, что студенты лучше усваивают, запоминают и применяют новую информацию, когда они прорабатывают ее различными способами (Allan Paivio, dual-coding theory, 1986). Разработка информации в различных форматах (с использованием различных ощущений, абстрактных и конкретных изображений, разнообразных примеров и задач) способствует формированию глубокой и детальной памяти, что улучшает способность к долговременному запоминанию и использованию этих знаний.
Больше о dual-coding theory здесь: https://bit.ly/3Uj9eZz
МИФ: Обучение в группе – неэффективное
Есть распространенное мнение, что учиться в группе с другими студентами – бесполезно: вы все в процессе обучения, идеально никто из вас ничего не знает, ошибки вы не все замечаете. Но значит ли это, что групповые занятия не работают?
Изучение языка в группах может быть эффективным по нескольким причинам. Во-первых, учащиеся имеют возможность взаимодействовать друг с другом, что стимулирует речевую практику и развивает коммуникативные навыки. Взаимодействие в группе создает атмосферу сотрудничества, где учащиеся могут вместе учиться и поддерживать друг друга. Во-вторых, в группе можно использовать различные методы обучения, такие как ролевые игры, дебаты и интерактивные упражнения, что способствует лучшему усвоению материала и делает обучение более интересным и эффективным. Исследования показали, что обучавшиеся в группах студенты достигали лучших результатов на конечных экзаменах по сравнению с теми, кто учился индивидуально (Rawas, H., Bano, N. and Alaidarous, S. (2020) ‘Comparing the effects of individual versus group face-to-face class activities in flipped classroom on student’s test performances’, Health Professions Education, 6(2), pp. 153–161. doi:10.1016/j.hpe.2019.06.002).
Групповые занятия могут помочь студентам развивать целый набор навыков, которые становятся все более важными в профессиональном мире: коммуникативные навыки, организационные, аналитические, лидерские навыки и критическое мышление (Карузо и Вулли, 2008; Манникс и Нил, 2005). Ведь язык – это не просто слова и правила, это умение коммуницировать и сотрудничать с другими; не для этого ли, собственно говоря, мы и изучаем язык??
МИФ: Цель тестирования – оценка результатов студента
Учителя и студенты часто воспринимают тесты как зло – оценки, определяющие уровень знаний студентов. Конечно, тесты важны, но не только для измерения успеваемости.
Многочисленные исследования показывают, что тесты не только оценивают память, но изменяют ее. Тесты способствуют восстановлению памяти, когда студенты получают информацию из глубин долгосрочной памяти, чтобы ответить на вопросы (Pastotter, B. and Bauml, K.-H.T. (2014) ‘Retrieval practice enhances new learning: The forward effect of testing’, Frontiers in Psychology, 5. doi:10.3389/fpsyg.2014.00286.) Такое извлечение информации из долговременной памяти является одним из лучших способов запоминания. Кроме того, такие упражнения на «доставку» информации из памяти помогают студентам организовывать информацию и применять ее в новых ситуациях.
МИФ: Онлайн-обучение – неэффективное
Это мнение основывается на психологических представлениях. Мы все привыкли думать, что физическое присутствие где-то более важно. Но на самом деле онлайн обучение может быть очень продуктивным, если посмотреть на него с другого ракурса.
Онлайн-школы используют новейшие методы и интерактивные инструменты. Здесь вы найдете интерактивные задания, квесты, аудио/видео-конспекты, самостоятельную проверку и геймификацию. И это не только слова – эти инструменты действительно помогают в обучении. Такой разнообразный подход к обучению оказывает положительное влияние на внимание и запоминание материала.
Кроме того, сейчас многие школы используют различные системы управления обучением (LMS), которые помогают структурировать эффективное обучение студентов. Эти системы обладают удобным интерфейсом для взаимодействия с материалом и организации задач. Также они обеспечивают инструменты для отслеживания прогресса и оценки знаний, что делает процесс обучения более систематизированным и продуктивным. Поэтому не забывайте, что онлайн обучение может быть действительно эффективным, если вы используете правильные инструменты и подходы к обучению.
Геймификация в образовании: https://bit.ly/3JHl3U9.
МИФ: Успешность в обучении языку определяется врожденным талантом
Миф о том, что успеваемость в изучении языка зависит исключительно от врожденного таланта, не подтверждается научными исследованиями. Каждый человек имеет потенциал к овладению иностранными языками, независимо от генетических или врожденных способностей. Изучение языка – это сложный процесс, зависящий от различных факторов, таких как: методика обучения, мотивация, практика и личность.
Также важно помнить, что успеваемость в изучении языка зависит от окружения, в котором вы учитесь. Погружение в языковую среду, использование различных обучающих ресурсов, общение с носителями языка и практика в различных ситуациях способствуют эффективному обучению. Следовательно, для достижения успеха в изучении языка важно сосредоточиться на этих конкретных факторах, а не на мифических ограничениях.
Больше о таланте в изучении языка: https://bit.ly/4dgMUZe
МИФ: Детям учить язык легче, чем взрослым
Взрослым приходится преодолевать многие трудности на уроках иностранного языка, поэтому может показаться, что лучше начинать обучение как можно раньше. Однако исследования показывают, что наши отношения с языками в течение жизни не так просты.
Малышам присуща procedural memory – так сказать запоминание из-за выполнения действия. Поэтому они лучше воспринимают язык на слух и различают звуки. Дети дошкольного возраста с поразительной скоростью подхватывают произношение и интонацию.
Однако взрослым более присуща declarative memory – они запоминают, как выполнять действия. На примере изучения языка – взрослые обычно хотят объяснения грамматики, чтобы понимать как все работает. Также взрослым присуще "осознанное обучение" – концентрирование внимания, контролирование мыслительных процессов, метокогнитивные навыки. Взрослым такой вид обучения дается легче и с возрастом такие навыки улучшаются. Поэтому не наказывайте себя за то, что не начали учить язык раньше – вместо этого используйте свои преимущества для изучения языка!
Больше о преимуществах изучения языка во взрослом возрасте здесь: https://bit.ly/3y36Gab
ФАКТ: Обучение более эффективно, когда мы делаем перерывы между занятиями
В завершение, возьмите чашечку кофе и подумайте о необходимости перерывов в обучении. Сделайте глубокий вдох и вспомните, что ваш мозг так же как и ваше тело нуждается в отдыхе. Перерывы в обучении имеют свою важность по нескольким причинам.
Перерывы дают вашему мозгу возможность "отдохнуть" от информационной нагрузки. После длительного обучения ваше внимание может ухудшиться, что затрудняет процесс запоминания. Перерыв позволяет вашему мозгу обработать и закрепить усвоенную информацию.
Кроме того, перерывы в обучении способствуют улучшению физического здоровья. Во время перерыва вы можете заняться физической активностью, улучшающей кровообращение и общее здоровье. Физическая активность также помогает вам расслабиться и снять стресс, что упрощает процесс обучения. Так что не забывайте делать перерывы во время учебы! Они не только помогут вам лучше запомнить информацию, но и повысят вашу производительность и здоровье.
Давайте еще раз проанализируем статью – оказывается, что мы чаще оперируем мифами, чем фактам. Поэтому важно развивать критическое мышление, бороться со стереотипами, совершенствовать навыки и учиться.