About English Language, Green Forest Life. 04.06.2025

Как мы создаем условия для обучения разных поколений в группе — от бумеров до зуммеров

Автор: Полина Коломийцева

В мире современного образования все чаще в одной группе встречаются студенты всех возрастов. Школа английского языка Green Forest не является исключением — здесь на занятиях по английскому собираются люди от поколения бэби-бумеров до поколения Z. Если вы сомневаетесь насчет групповых занятиях по английскому именно из-за возрастного состава, то мы охотно расскажем, как превращаем это в преимущество.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности восприятия информации, разный уровень цифровой грамотности и привычки в обучении. Как построить учебную среду, которая будет эффективной и комфортной для всех студентов независимо от возраста?

Содержание

1. Особенности обучения в группе со студентами разных возрастов
    1.1. Разные стили обучения
    1.2. Уровень цифровой грамотности
2. Методы преодоления барьеров между поколениями
    2.1. Комбинирование разных методов обучения
    2.2. Взаимное обучение между поколениями
    2.3. Универсальные темы и материалы
3. Какова роль преподавателя?

Особенности обучения в группе со студентами разных возрастов

Условное деление на поколения служит полезным ориентиром, чтобы качественно продумать комфортные условия обучения разных людей в группе. Впрочем, оно несовершенно и не до конца актуально. Так, в современной психологии преобладает концепция «майндсетов», то есть «стилей мышления», которые, кроме эпохи, формируются многими другими уникальными факторами — профессией, воспитанием, врожденными способностями. Поэтому свои советы мы подготовили, опираясь именно на исторический контекст разных поколений, с горсткой исследований в области психологии и собственного опыта.

Разные стили обучения

Каждое поколение имеет свои привычки и ожидания от обучения. Некоторые из них являются универсальными для всех поколений, некоторые более присущи тому или иному из них.

  • Бэби-бумеры (1946-1964), выросшие во времена доминирования традиционной системы образования, часто чувствуют себя увереннее в структурированной среде с четкими правилами, преподавателем как авторитетом и письменными заданиями как главным инструментом закрепления знаний. Для них важна стабильность и понятный формат, в котором они чувствуют контроль.
  • Поколение X (1965-1980) уже больше привыкло к самостоятельности, является более гибким по отношению к формату и темпу выполнения заданий. Им нравится, когда можно планировать собственный образовательный маршрут, совмещая его со своим устоявшимся work-life balance.
  • Миллениалы (1980-1996) стремятся чувствовать себя вовлеченными путем командной работы, активных обсуждений. Их мотивируют не только результаты, но и процесс — он должен быть интересным, содержательным, с местом для проявления инициативы. Они ценят обратную связь и возможность высказать свое мнение, ведь это дает им чувство значимости
  • Поколение Z (1997-2010) — это настоящие «цифровые аборигены». Они мыслят образами, клипово, быстро переключают внимание и ожидают от обучения соответствующего ритма. Они хотят видеть результат сразу, а сложные, «сухие» инструкции без визуального/аудиального сопровождения могут дезориентировать их и заставить потерять интерес.

Нашли что-нибудь знакомое в описании вашего поколения? А теперь поговорим о том, как каждый из нас овладевает цифровым миром.

Уровень цифровой грамотности

Технологии стали одновременно благословением и вызовом для обучения в смешанных группах. Старшие поколения, в частности бэби-бумеры, иногда чувствуют себя на «вы» с онлайн-платформами, интерактивными заданиями или приложениями для обучения. Им может понадобиться время, инструкция, иногда поддержка со стороны менеджера, преподавателя или одногруппников.

Между тем, младшие поколения, особенно зуммеры, не просто знакомы с технологиями — они мыслят через них. Для них онлайн-формат — это не альтернатива, а норма. Если уроки не включают цифровых элементов, мотивация может снижаться, ведь обучение кажется им «устаревшим».

Психолог Марк Пренски, который ввел в употребление термины «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты», отмечает, что даже на физическом уровне мозг у поколения Z функционирует несколько иначе: в большинстве своем он быстрее обрабатывает визуальные стимулы, ведь зуммеры привыкли к одновременной обработке многопоточной информации.

Методы преодоления барьеров между поколениями

Дискомфорт в общении может возникать по ряду причин, но большинство из них вполне можно преодолеть. Особенно в учебном процессе, когда цель общения (например, изучение английского) находится «снаружи».

Комбинирование разных методов обучения

Успешное сочетание разных возрастов — это о балансе между традиционным и инновационным подходами к обучению.

  • Вариативность форматов: сочетание классического изложения материала, дискуссий, практических упражнений с элементами геймификации и использованием цифровых инструментов.
  • Адаптивные задания: предоставление студентам возможности выбора формата выполнения заданий (письменно, устно, с использованием технологий или без).
  • Чередование активностей: смена видов деятельности на протяжении занятия, чтобы поддерживать внимание и интерес всех возрастов.

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера указывает на существование различных типов интеллекта (лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, музыкальный и т.п.), развитых у людей в разной степени. Комбинируя методы обучения, преподаватель активизирует у студентов различные типы интеллекта, что повышает эффективность усвоения материала. Исследования нейробиологии обучения также подтверждают, что изменение активностей каждые 15-20 минут помогает поддерживать оптимальный уровень дофамина и норадреналина в мозге. А они существенны для концентрации внимания и формирования новых нейронных связей.

Взаимное обучение между поколениями

Как уже отмечалось, разница в возрасте и опыте — это круто. Рассмотрим пример нашего опыта в Green Forest, как настроить учебный процесс для разновозрастных групп.

  • Смешанные группы и пары: для парной работы следует объединять представителей разных поколений — это способ обеспечить взаимное обучение. Младшие обычно могут помогать с технологиями, старшие — делиться жизненным опытом или более глубокими знаниями темы. В таких группах главная цель — не найти единомышленников, а узнавать друг друга через контраверсионные взгляды.
  • Обмен ролями: при выполнении проектов или обсуждений предоставлять возможность каждому проявить себя — быть лидером, фасилитатором, презентатором или редактором.
  • Проектная деятельность: общие задания на занятиях создают условия для построения доверия, учит взаимоуважения и способствует формированию эмоционального интеллекта.

Существует концепция «зоны ближайшего развития», демонстрирующая, что обучение проходит наиболее эффективно благодаря взаимодействию между студентами разного уровня знаний и возраста. Межпоколенческим группам свойственно формировать такое взаимодействие, где каждый участник становится одновременно учеником и учителем для кого-то другого. Из нашей практики — это значительно повышает не только эффективность обучения, но и развивает эмпатию и улучшает социальную интеграцию разных людей вне курсов английского.

Универсальные темы и материалы

Взаимопонимание строится лучше всего в условиях, когда каждый участник группы чувствует, что может внести свой вклад в общее дело. Так, в школе Green Forest на занятиях по английскому мы поднимаем темы, резонирующие со всеми возрастными группами.

  • Культура и традиции разных стран, поколений и т.д.
  • Актуальные глобальные проблемы: экология, здоровье, влияние технологий на быт.
  • Личностное развитие: темы, связанные с самосовершенствованием, отношениями, опытом проб и ошибок в определенной сфере.

Какими бы «стандартными» ни казались темы для обсуждения, каждая комбинация студентов в группе будет генерировать много новых интересных мыслей, делясь своим разнообразным опытом. Следовательно, вам точно не стоит опасаться, что обучение будет ограничиваться лишь интересом выучить язык. Разнообразие опыта в группе — залог неисчерпаемого источника интересных мыслей и ярких дискуссий, которые выходят за рамки грамматики.

Какова роль преподавателя?

От него зависит фасилитация взаимодействия между людьми разных возрастов в группе, и для этого важно:

  • быть гибким и адаптивным;
  • учитывать особенности, присущие разным поколениям, и развивать их, а не нивелировать.

Это значит, что преподаватель должен способствовать атмосфере, где каждый студент feels seen — чувствует, что его замечают.

Например, на уроках в Green Forest упражнения по английскому часто заключаются в общем для всей группы поиске единого правильного решения. Впрочем, для межпоколенческих групп лучше работает совсем другой формат — игра на противопоставлении, где у студентов есть пространство для выражения собственных взглядов и они активно взаимодействуют со взглядами других. Важно, чтобы преподаватель при необходимости выступал в роли медиатора в ситуациях, когда кто-то из студентов проявляет пренебрежительность в общении с другими.

Создание эффективной учебной среды для смешанной возрастной группы — это вызов, но одновременно и уникальная возможность обмена опытом и взглядами. В Green Forest мы успешно этим пользуемся и создаем условия для взаимодействия разных людей. Учась бок о бок, люди всех возрастов не только совершенствуют свой английский, но и развивают навыки коммуникации, которые чрезвычайно ценны в современном глобализированном мире. Теперь вы знаете, что гармонично организованные занятия с представителями разных поколений будут только способствовать вашему прогрессу.

Вам также может понравиться:
Video
Видео: Teachers Talk - Chat GPT VS Преподаватели английского. Кто кого?
Может ли искусственный интеллект заменить учителя? Где его сильные стороны, а где без человека никак? Включайте новое видео от Green Forest с Катей и Юлианой и давайте разбираться вместе — https://bit.ly/4dLeDC1. А еще наши преподавательницы расскажут: как эффективно использовать Chat GPT для…
About English Language
15 английских слов, у которых нет прямого перевода
Изучая иностранный язык, мы сначала стараемся все перевести дословно с родного. Казалось бы: вот слово – найди перевод, и дело сделано. Но язык – штука хитрая. Иногда одно английское слово включает в себя целую бурю эмоций, которые на родном языке нужно объяснять большой фразой или предложением.…
About English Language
Мозг, травма и язык: 5 советов для эффективного преподавания английского в условиях стресса
Недавно в Green Forest состоялся тренинг для преподавателей, который провела Глинда Каллен из SENsational Tutors — специалист по травме. Этот тренинг коренным образом меняет наш подход к языковому образованию в эти непростые времена. Главное мнение Глинды было очень четким: травма влияет не только…
Contact us
Пн.-Пт.: 9:00-20:30
Сб.-Нд.: 10:00-15:00