Global UGRAD – одна из программ Отдела образовательных и культурных программ Госдепартамента США. Программа предоставляет возможность студентам 1, 2 и 3 курсов дневных отделений вузов из более чем 12 стран Восточной Европы (Украина в том числе) пройти обучение в течение 1 академического года в университете или колледже США. Диплом вы, к сожалению, не получите, но опыт приобретете колоссальный, поскольку помимо учебы вам прийдётся посвятить 20 часов своего времени общественной работе в первом семестре и пройти профессиональную стажировку во втором. Также по окончанию программы вам вручат сертификат, который станет прекрасным дополнением к вашему резюме.
В своё время о программе я узнала от своих друзей, которые уже успели поучиться в Штатах год и приехали переполненные эмоциями и позитивными впечатлениями. Я тогда училась на 2 курсе университета на факультете иностранной филологии, дополнительно посещала курсы английского на протяжение последних 7 лет, писала в студенческую газету, была членом Студенческой Коллегии, вместе с местными волонтерами Корпуса Мира США в Украине организовывала летний англоязычный лагерь и активно занималась общественной и социальной деятельностью – вообщем, энергия и инициатива из меня просто «пёрли», а это залог потенциально успешной заявки на участие в программах типа Global UGRAD, которые не просто отсылают всех подряд студентов поучиться за счет Госдепартамента в США, а на основе открытого конкурса отбирают тех, кому, по их мнению, есть чем поделиться и что взять от межкультурного общения, чтоб после возвращения на родину использовать полученные знания на благо родной страны.
Chicago Bull
Все ваши преимущества вам положено изложить на английском языке в специальной анкете, которую вы без труда найдете на сайте IREX – организации, которая эту программу администрирует (http://irex.ua/ua/). Прикрепив копии аттестатов и рекомендации, смело отправляйте анкету и… запасайтесь терпением. Процесс рассмотрения анкет займёт несколько месяцев: дэдлайн для подачи моей анкеты был в начале ноября, а об успешном прохождении во второй тур мне сообщили только в середине февраля. Зато как приятно знать, что твоя анкета была выбрана среди нескольких тысяч заявок... Поднимает самооценку, знаете ли.
Далее еду в Киев для прохождения собеседования и сдачи TOEFL (Test Of English as a Foreign Language). 4 часа за компьютером и не более 15 минут перед независимой комиссией, состоящей из самых разных людей – профессоров, психологов и волонтеров Корпуса Мира, задающих вам самые разные вопросы типа «почему вы хотите изучать ту или иную дисциплину в США», «кем видите себя через 5 лет» и т.д. Кстати, TOEFL вы сдаете бесплатно, а его результаты действительны в течение 2 лет.
И дальше снова ожидание… Имена финалистов должны были огласить только в мае… Зато слышали бы вы мой счастливый вопль, когда наконец-то раздался долгожданный телефонный звонок и голос на том конце провода сообщил, что я в числе ещё 29 человек со всей Украины были выбраны для участия в программе обмена студентами Global UGRAD 2006-2007!
Год в Штатах! Полное финансирование со стороны Госдепартамента США: обучение, проживание, питание, страховка + ежемесячная стипендия и средства на покупку учебной литературы + проезд из родного города до принимающего университета! Всё это абсолютно оправдывает все те мучительные месяцы ожидания!
Немаловажна и административная поддержка. За каждым участником закреплен куратор на кампусе принимающего университета, а также координатор от IREX. Также в случае форсмажорных обстоятельств – горячая линия работает 24/7. Перед отъездом вам проводят подробную ориентацию в Киеве, а по прилету – в Вашингтоне, после чего вы летите в свой университет. Университет каждому подбирают в зависимости от специальности, которую вы выбрали. Будьте уверены, что в Гарвард или Ель вас не отправят, но это лишь потому, что там большая учебная нагрузка, а вам положено обогащаться ещё и культурно (тем не менее, учиться от вас требуют хорошо, иначе рискуете вылететь с программы).
До отъезда ещё 2 месяца. Мне сообщают пункт моего назначения и имя куратора. Вот только радости у меня пока что мало: учиться мне предстоит в небольшом колледже под названием Austin College, что находится в маленьком городке Шерман на севере штата Техас, недалеко от Далласа, с населением 35 000 человек и полным отсутствием общественного транспорта. Зато мой куратор Энди очень оптимистичен: на чистейшем русском он рассказывает мне в имейле, что он изучает историю стран бывшего СССР и что это была его идея подписать колледж для участия в программе обмена студентов. А ещё тот факт, что я прилетаю за несколько дней до начала учебного года, и так как общежития будут ещё закрыты, то я поживу у него и его жены, которая к тому времени будет на 9-м месяце беременности. Вообщем, год в Штатах обещал быть веселым =)
Taxes style
Таким он и оказался, несмотря на невыносимую техасскую жару, отсутствие общественного транспорта и в некоторых случаях даже тротуаров (да, в Техасе пешком ходить не любят =) - не прошло и недели, как у меня появились друзья, которые не прочь были меня подбросить.
Austin College, Main Building
Я изучала такие предметы как Mass Media, Television Criticism, Film Culture, Sociology, War & Peacemaking, German, etc.; работала в местной студенческой газете ‘Observer’, состояла в студенческом Amnesty International и Campus Activities Board, 4 часа в неделю проводила в местном Women’s Shelter, работая с детьми, а потом была ассистентом тренера в группах Anger Management =) На выходных были славноизвестные вечеринки или дорожные путешествия с друзьями, на каникулах – путешествия в разные уголки этой огромной страны под названием Соединенные Штаты Америки… Я успела побывать в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Миниаполисе, Бостоне, Филадельфии, на Ниагарских Водопадах и, конечно же, поколесить по уже почти родному Техасу…
Но основная цель поездки была всё-таки учебная. В одной статье тяжело уместить все впечатления за год, поэтому предлагаю вам что-то вроде отрывков из дневника, в которых поделюсь моментами, наиболее удивившими меня за это время в моей студенческой жизни. На самом деле, дневник я не вела, но если бы вела, то выглядело это бы приблизительно так.
The door to our room
* Общежитие… Довольно мило. В комнате по 2 человека. Условия на этаже, но с расчетом максимум на 5-6 комнат, т.е. очереди в душ практически не бывает. Комнатка мне и моей соседке - американке Эйвери - досталась маленькая, зато оригинальная: кровати наши приделаны к потолку и взобраться на них можно только по лестнице, под кроватями – письменне столы, также у каждого свой шкаф и трюмо. Правда, так как кровати высоко, неудобно смотреть телевизор (который нам любезно одолжил мой куратор) – пришлось прикупить диванчик =)
* Семестр начался. Максимум 6 предметов?! Да это же всего 12 часов занятий в неделю! Куча свободного времени! Хотя куда его девать – городок Шерман не отличается интересной жизнью. Поэтому приходится присоединяться к общественной жизни колледжа. Теперь понятно, почему многие колледжи расположены в маленьких городах – ограниченные возможности городской жизни заставляют студентов искать себя в студенческой жизни, в моем случае, представленной более 65 студенческими организациями (и это при количестве студентов всего 1500)! Ловко придумано!
* Исключительная компетентность преподавателей. Судите сами: мой преподаватель по искусству кино, например, раньше работал на продакшн-студии в Нью-Йорке; преподаватель по социологии был следователем в полиции; а преподаватель по антропологи лично знаком с одним из основателей криминалистической антропологии в мире, свидетельствовавшим на суде у Саддама Хуссейна и на следующей недели приезжающим к нам на кампус для общения со студентами… Эти люди свой предмет знают не только в теории и благодаря этому подают отличный пример студентам.
* Называть преподавателя по имени, консультироваться по поводу работы по имейлу, обедать за одним столом, заезжать с одногрупниками по выходным на чай – всё то, что у нас сочли бы за фамильярность и неуважение, - всё это в порядке вещей в Колледже Остина. Интересно, но на моей памяти не было ни единого конфликта между преподавателями и студентами: никакого хамства со стороны студентов или предвзятого отношения со стороны преподавателя – учебный процес полностью базируется на основах взаимоуважения и понимания. Более того, на пары все приходят вовремя и без мобильных телефонов, двери в аудиторию закриваються с началом пары: опоздал – пропустил пару; три таких пропуска – вылетел с курса. Дисциплина прежде всего =) Но это, должна сказать, неслабо мобилизирует!
Austin College Library
* На кампусе все условия для продуктивного учебного процесса: в общежитиях на каждом этаже – компьютерный класс, также компьютерные классы есть на кампусе и работают они 24/7, в каждом компьютерном классе – по принтеру, заправленному бумагой для вашого неограниченного пользования. Wi-fi в любой точке кампуса в вашем распоряжении, к тому же некоторые корпуса открыты 24/7, чтоб вы могли прийти и поучиться в любое удобное для вас время. Ну и конечно же, каталоги библиотеки доступны в электронном виде, чтоб вы могли прям из своей комнаты посмотреть, имеется ли в наличии та или иная книга.
* В здоровом теле – здоровый дух! И мозги лучше соображают. Для поддержания себя в форме – к вашим услугам спортзал, басейн, теннисные корты и т.д., в любое время. И все это бесплатно. Хотя… не совсем. Год обучения в Колледже Остина на тот момент стоил ни много ни мало, а $30 000 (конечно, для обычного студента всё то, что я называю «бесплатно», в эту сумму посчитано, но участие в програмне Global UGRAD позволяет вам действительно пользоваться всеми услугами без ваших личных на то затрат).
* У меня самый интернациональный круг друзей: американцы, немцы, французы, аргентинцы, японцы, китайцы, индусы, африканцы… И вот этой многонациональной тусовкой, одетой в сари, мы сегодня идем на индийский праздник огней Diwali, который на кампусе организовывает индийское сообщество!.. Всё-таки культурное разнообразие – это здорово! Буду скучать за этим на Украине…
Diwali
* Обожаю учебные группы, или как их здесь называют “study groups”. Это типичная форма подготовки к семинарам и контрольным: студенты собираються группами по 3-5 человек и пытаются разобраться в материале путем обсуждения в группе. Как показывает опыт, такие группы способствуют лучшему усвоению материала, развитию коммуникативных способностей, чувству ответственности и сближению коллектива. К тому большинство заданий на семинарах – групповые, так что «забить» не получится, иначе подведешь не только себя, но и группу.
* Получила «0» за работу по искусству кино. Причина – плагиат, а именно: использовала цитату и не указала источник. Попробовала «украинскую тактику»: «это ж всего несколько предложений», «у меня ж такие хорошие оценки по вашому предмету», «можно переделать?»… Не сработало. Работу переделать дали, но «0» так и остался нулём, ещё и занесли это в моё «личное дело» (три таких записи от преподавателей – и до свидания, колледж). В итоге, за курс искусства кино получила «С» (тройка, по-нашему) – вот так, пришлось заплатить низкой оценкой по любимому предмету за то, что мы бы назвали «мелочью». Осознала: лучше написать на «С», чем сплагиатить на «0».
Visiting Harvard University
* А вы знали, что 4 ноября, оказывается, международный день общественных работ? В США к безвозмездной помощи относятся серьёзно, даже студенты. Волонтерство – это не глупость, а похвальное дело, так как ты способствуешь развитию и улучшению своего же общества. Поэтому в 8 утра в субботу несколько сотен человек собрались у входа в спортзал, чтоб оттуда, розбившись по бригадам, отправиться на разного рода общественные работы: ремонтировать дома, красить заборы, строить детске площадки и т.д. И что самое вдохновляющее – они это делают по собственному желанию. При чем не только 4 ноября.
* Ни одного усного экзамена – всё письменно! Не нужно часами ждать своей очереди у двери! Хотя тут уже не прикинешься, что «вылетело из головы» и даже не спишешь… Хоть преподавателя в аудитори может и не быть во время экзамена, никто даже и думать не посмеет, чтоб списать – когда моя рука впервые потянулась к лекционной тетради, меня встретил такой удивленный и осуждающий взгляд подруги, что у меня пропало всякое желание подглянуть. Ну, вышла «четверка», а не «пятёрка», зато своя.
* День встречи выпускников колледжа – долгожданный и грандиозный праздник встречи нескольких десятков поколений, объединенный стенами родной alma mater! Для этого события отводятся специальные выходные и к нему приурочена финальная футбольная игра сезона. Ну а сам кампус превращается в настояний лунапарк с кучей аттракционов, развлечений и бесплатной сладкой ватой для выпускников! На встречу выпускников Колледжа Остина 2006 съехалось несколько сотень бывших студентов. Самый старший из них выпустился 50(!) лет назад и с тех пор не пропустил ни одной встречи! Вот это, товарищи, студенческий дух!
Football game
* Конец второго семестра… Вау! Да я почти ни одной пары за год не пропустила, кроме как по болезни. С чего бы это? Делаю вывод, что впервые в жизни мне было по-настоящему интересно ходить на занятия – учиться ради знаний!.. С чем это связано?.. Наверное, с актуальностью информации и формой её подачи.
San Francisco Bay
И многое-многое другое… Вообщем, год прошёл ярко – настолько, словно всё было вчера. Так что, если вы активны и неплохо говорите по-английски, а также жаждите новых впечатлений, знакомств и культурного разнообразия – то программа Global UGRAD по вам просто плачет =) Не упускайте свой шанс!
Более подробная информацю, а также анкету для участия можно найти здесь: http://irex.ua/ua/education/ugrad